Инвестиционный потенциал Дальнего Востока трещит по швам

Инвестиционный потенциал Дальнего Востока трещит по швам

Суды завалены исками на изгнание несостоявшихся резидентов дальневосточных территорий опережающего развития

Инвестиционный потенциал Дальнего Востока продолжает трещать по швам – часть бизнес-проектов, успевших получить статус резидентов территорий опережающего развития (ТОР), в настоящее время уже лишена этой привилегии по решению суда, другие ждут своей очереди, избегая судебных разборок. При этом заявленные этими компаниями миллиарды рублей инвестиций включены во все мыслимые и немыслимые отчеты чиновников, бодро рапортующих о светлом «завтра» территорий, покидаемых коренными дальневосточниками, пишет газета "Золотой Рог".

Газета «Золотой Рог» уже подробно сообщала о прецеденте с ООО «Дальневосточная сельскохозяйственная компания», которое намеревалось реализовать в Черниговском районе проекты по строительству двух молочных ферм свинокомплекса. Общая сумма инвестиций должна была составить 9,1 млрд рублей, из них собственных средств инвестора - 2,7 млрд рублей. Сроки реализации обоих проектов истекали в 2018 году, но, как следует из материалов дела Арбитражного суда Приморского края, в установленные сроки проектную документацию и результаты инженерных изысканий резидент ТОР «Михайловский» не предоставил. АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (КРДВ) первоначально попыталось расторгнуть договор в досудебном порядке, однако резидент не подписал соглашение о расторжении. В итоге корпорации пришлось разрывать отношения с потенциальным инвестором через суд.

Планы на триллионы рублей инвестиций, озвученные на ВЭФ, как правило, в исторических анналах форума и остаются… Фото ТАСС.

Размах на миллиарды…

Пожалуй, самым громким на сегодняшний день оказался провал хабаровского ООО «Самарга-Холдинг», заявившего на втором Восточном экономическом форуме (ВЭФ) проект ни много ни мало, а создания нового транспортного коридора от Транссиба до Тихого океана. И оценившего потенциальные инвестиции в 420 млрд рублей. Свидетельство о получении статуса резидента ТОР «Хабаровск» за №82 компания получила 2 сентября 2016 года на площадке форума.

Досье "Золотого Рога": ООО «Самарга-Холдинг» зарегистрировано в с.Ильинка Хабаровского района Хабаровского края 14 июля 2016 года. Уставный капитал компании составляет 10 тыс. рублей, специализация - деятельность морского пассажирского транспорта. Первоначально 51% капитала компании принадлежали предпринимателю из Санкт-Петербурга Александру ТЕРЕНТЬЕВУ, владельцу ООО «Балтийская экспедиторская компания» (Ленинградская область). На данный момент 40% капитала принадлежит Александру ЦАЙЗЕРУ, 26% - собственно ООО «Самарга-Холдинг», 24% - гендиректору компании Андрею КРЯЖЕВУ (владеет 75% московского ООО «Логополис»), 10% - Якубу ТИМУРОВУ, гендиректору и совладельцу ООО «Комос Шиппинг Ко» (Нижний Новгород).

Как видим, география интересов владельцев «Самарга-Холдинг» охватывает все больше западную часть России.

Проект «Самарга-Холдинг» предполагалось реализовать на территории Хабаровского и Приморского краев со строительством транспортно-логистического комплекса, железной дороги и универсального морского порта до 80 млн тонн в год в бухте Адими на крайнем северо-востоке Приморья. Сейчас там действует портопункт компании «Тернейлес» по перевалке древесины.

При этом 200 млрд рублей планировалось направить на строительство порта, 210 млрд - на строительство железной дороги. Проект предполагалось реализовать по принципу государственно-частного партнерства.

По изначально озвученным планам, реализация проекта «Самарга-Холдинг» должная была занять от 7 до 10 лет. Первым этапом реализации проекта планировалось строительство терминально-логистического центра стоимостью около 6 млрд рублей на площадке «Ракитное» ТОР «Хабаровск», примыкающей к станции Хабаровск-2. От этой точки вторым этапом реализации проекта планируется проложить железнодорожную ветку для грузовых турбовозов (работают на сжиженном газе – Прим. авт.) протяженностью около 380 км до будущего порта в районе поселка Самарга в Тернейском районе Приморского края.

Устье реки Самарги расположено на севере Приморского края и по расстоянию - ближе к Хабаровску, чем к Владивостоку. В настоящее время в этом месте находится одноименное село, в котором живут менее 200 человек.

Инициаторы проекта рассчитывают, что регулярное железнодорожное сообщение на участке Хабаровск - Самарга снизит дальность грузовых перевозок по Транссибирской магистрали более чем на 500 км в сравнении с портами Приморья. «Это уменьшит тарифы для перевозчиков на 350 рублей за каждую тонну продукции и сократит время доставки грузов до полутора суток», - утверждал теперь уже бывший гендиректор ООО «Самарга-Холдинг» Александр ВАСИЛЬЕВ.

Итоговый этап проекта предполагал строительство универсального морского порта Самарга в Приморье, через который будет выход на порты Японии, Китая и Кореи. Ближайшая точка от Самарги - порт Вакканай (остров Хоккайдо, Япония).

Учредители проекта также заявили намерение создать собственный паромный флот и наладить регулярное сообщение, которое дополнительно свяжет между собой отдаленные регионы Дальнего Востока - Сахалин, Камчатку, Курилы и Магадан.

Опрошенные газетой «Золотой Рог» стивидоры изначально отнеслись к новому проекту скептически. «Развитие заявленного направления имеет место быть только при гарантированной грузовой базе, а она на данном этапе не прослеживается. Заявленные инвестиции в 420 млрд рублей взяты с потолка – таких свободных денег на Дальнем Востоке сегодня ни у кого нет, а скидываться «всем миром» в нашей отрасли не принято. Но даже при наличии источника финансирования периметр окупаемости вложений в принципе не просматривается», - говорил еще два года назад представитель одной из стивидорных компаний Приморья.

По факту, резидент ТОР «Хабаровск» не смог обеспечить даже вложение нескольких миллиардов рублей в логокомплекс в Приморье, что стало поводом для обращения КРДВ в суд.

…штрафы на сотни тысяч

«В п. 4.1 соглашения содержится условие о том, что резидент в период 2016-2019 гг. осуществит капитальные вложения в объеме не менее 5,995 млрд рублей, из них собственных средств 1 млрд 798,5 млн рублей. Инвестирование указанных средств и использование результатов инвестиций будет осуществляться в соответствии с представленным бизнес-планом. В силу п. 12 «Планом финансирования» представленного арбитражному суду бизнес-плана ответчика было предусмотрено, в том числе, привлечение ответчиком в 2017 году кредитов на сумму 2,237 млрд рублей», - говорится в материалах Арбитражного суда Приморского края.

В соответствии с подписанным документами, существенным нарушением резидентом условий соглашения является, в том числе, непредставление в срок, установленный соглашением, проектной документации и результатов инженерных изысканий, неосуществление инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением.

После недолгих разбирательств суд принял решение расторгнуть заключенное АО «КРДВ» и ООО «Самарга-Холдинг» соглашение №1/р-82 об осуществлении деятельности на территории опережающего развития «Хабаровск» и взыскать с неудавшегося инвестора в пользу корпорации 620,490 тыс. рублей, в том числе 599,500 тыс. рублей штрафа.

Попили водички…

Еще одним изгнанником из ТОР может стать камчатская компания «Русская вода», 31 марта 2016 года подписавшая с АО «КРДВ» соглашение о реализации инвестпроекта на 2 млрд рублей сроком до 1 января 2070 года. Прошло два года, и проект под №39 в реестре резидентов дальневосточных ТОР растаял как мираж.

Предприятие планировало заняться добычей натуральной питьевой воды Ахтоменского месторождения в бухте Русская, расположенного в 80 км от Петропавловска-Камчатского и известного тем, что вода содержит ионы серебра, которые обладают бактерицидными свойствами.

Проект получил название «Серебряная природная питьевая вода Камчатки в бухте Русская» и первоначально даже был включен в «Программу сотрудничества Северо-Востока Китая и Дальнего Востока России на 2009-2018 гг.».

После вывода месторождения на проектную мощность годовой объем добычи воды оценивался в 5 млн тонн. «Инвестпроект предполагает строительство водовода с водозабором в 3 км от побережья бухты Русская вверх по течению одноименной реки. В частности, будет произведена доразведка месторождения, обустройство скважин, строительство пирса с погрузочным терминалом, чтобы к нему могли швартоваться водоналивные суда водоизмещением 75-100 тыс. тонн для забора воды», - презентовал проект директор ООО «Русская вода» Александр ГОРБУНОВ.

Предполагалось, что воду из бухты Русской будут поставлять как на внутренний, так и на внешний рынок, в частности, в страны Азиатско-Тихоокеанского региона с помощью водоналивных судов.

В дальнейшем предприниматель рассматривал возможность строительства в бухте Русская завода по розливу воды в бутылки, мощностью 50 млн литров в год, а также возведение аналогичных заводов в приморском порту Зарубино и создание совместных предприятий по розливу воды в Южной Корее, Японии и Китае.

«Все у нас есть, чтобы нам начинать работать. Но нужен покупатель воды. Рынок сбыта есть, но на него не пробьешься. Поэтому мы решили вступить в ТОР, чтобы получить преференции, которые он дает предпринимателям, и защиту со стороны государства. Если будет рынок сбыта, мы найдем деньги на реализацию проекта. У нас на Камчатке достаточно богатых людей, но большей частью они занимаются рыбой, потому что хотят поскорее получить прибыль. Сегодня вложили, а завтра уже получили. А здесь придется немного подождать. К сожалению, у нас никто не хочет иметь долгосрочные перспективы», - расписывал г-н Горбунов.

По факту, ждать отдачи никто не захотел, и проект так и не вышел за рамки красиво оформленных бумаг.

Предварительное заседание по иску КРДВ к ООО «Русская вода» в Арбитражном суде Приморского края было назначено на 21 ноября, однако, в связи с неявкой ответчика, отложено на 21 декабря.

ЦИТАТА

«Посчитают загубленное и разойдутся»

«История повторяется в виде фарса, а уж она Рассеюшку ничему не учит. В 1959 году широкую известность в СССР получило выполнение Рязанской областью обязательств за один год втрое увеличить производство и продажу мяса государству. Однако позже выяснилось, что выполнение обязательств было сфальсифицировано, а сельскому хозяйству области нанесен колоссальный ущерб. В статье рассматривается проблема ответственности членов высшего руководства СССР за так называемое «рязанское дело». Сейчас в порто-франко собралась куча таких же председателей. Через 3-5 лет посчитают загубленное и разойдутся», - пишет один из читателей газеты «Золотой Рог» на сайте издания в комментарии к статье о дальневосточных «прожектах».

МНЕНИЕ

«На Дальнем Востоке существенно хуже, чем в среднем по России»

Дальний Восток значительно отстаёт по сравнению с другими субъектами России в части исполнения майского указа Владимира ПУТИНА 2018 года. Об этом заявил полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий ТРУТНЕВ на совещании глав всех субъектов ДФО.

«По всем перечисленным показателям состояние дел на Дальнем Востоке существенно хуже, чем в среднем по России», - заявил Юрий Трутнев. Полпред также отметил, что дальневосточные регионы должны активнее развиваться, чтобы преодолеть отставание, которое копилось десятилетиями.

Олег КЛИМЕНКО. Газета "Золотой Рог", Владивосток.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

В Еврокомиссии назвали «повсеместную коррупцию» главной помехой реформам на Украине Кто и зачем устроил электрический коллапс в Венесуэле? Посольство России в США: Бандеровская зараза должна получить отпор Анкара отмежевывается от одиозных боевиков. Обида «Хайят Тахрир аш-Шам» Шесть ванных и спа: журналисты узнали, как выглядит особняк Синди Кроуфорд

Лента публикаций