Японские виды на Владивосток

Японские виды на Владивосток

Европейская архитектура, и при этом засилье объектов военно-оборонного назначения и архаичных промзон, отставшая от жизни транспортная схема - все это требовало сформулировать новое видение развития города, которому предназначено стать российским "окном" в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Принять участие в разработке приоритетных направлений развития города было предложено и японским специалистам. В итоге, в конце 2017 года появился японский мастер-план, который сегодня поддерживается на самом высоком уровне.

На состоявшемся в конце мая Петербургском международном экономическом форуме премьер-министр Японии Синдзо АБЭ предложил Президенту РФ Владимиру ПУТИНУ сделать Владивосток «воротами, которые соединят Евразию и Тихий океан». Эта задача на сегодня определена как одна из приоритетных в плане сотрудничества двух наших стран.

Видимо, особое место в решении этой задачи будет отводиться японскому мастер-плану преобразования Владивостока, который станет способствовать развитию «умной и комфортной» городской среды на уже освоенных территориях города, требующих определенных изменений с учетом новых запросов со стороны власти, бизнеса и горожан.

Досье «Дальневосточного капитала»: Общая стоимость проекта составляет 2,1 млрд рублей, большая часть из которых - средства федерального бюджета, срок строительных работ рассчитан до 2020 года. В 2017 году на реконструкцию набережной Города Юности было выделено 437 млн рублей, из них 400 млн рублей направил федеральный центр и 37 млн рублей - краевой бюджет. Планируемая сумма инвестиций на 2018 год - в два раза больше.

В своем выступлении на ПМЭФ губернатор Приморья Андрей ТАРАСЕНКО отметил, что предложения архитектурно-инжиниринговой компании «Никкэн Сэккэй ЛТД», разработавшей этот документ, уже приняты к реализации. Они внесены в одобренный в феврале с новыми поправками генплан Владивостока. На состоявшемся в Токио 18 мая IX заседании Российско-японской рабочей группы по вопросам городской среды обе стороны сделали вывод, что требуется дальнейшее сотрудничество для реализации решений, предложенных в мастер-плане японских градостроителей.

Уже к сентябрю в рамках этого сотрудничества во Владивостоке планируется внедрить японскую систему «умных светофоров», которая позволит оптимизировать городское автомобильное и пешеходное движение. Предполагается, что японские специалисты в перспективе внесут значимый вклад и в модернизацию изношенных владивостокских инженерных систем, развитие дорожно-транспортной инфраструктуры.

Одним из ключевых предложений японских специалистов стала давняя мечта жителей города - убрать из района Первой Речки Владивостокскую нефтебазу. Несмотря на то, что разговоры о ее переносе в другое место ведутся с начала 1930-х годов, и по этому поводу был принят ряд решений на государственном уровне, предприятие так и осталось на своем историческом месте и в последние годы даже модернизировало производство и наращивало вместимость резервуарного парка.

На месте нефтебазы мастер-план рекомендует возвести Центральный бизнес-район города с высотными офисными центрами и объектами обслуживающей инфраструктуры. Здесь должен пройти участок новой трассы вдоль Амурского залива. Предложены гавань для яхт, зоны отдыха, объекты культурно-спортивного назначения. То есть, примерно то же, что уже ряд десятилетий вынашивалось авторами уже нескольких генпланов города, предполагавшими максимально использовать пространство в первореченской железнодорожной петле под рекреацию, и в какой-то степени - под строительство зданий и сооружений общественно-делового назначения.

Что ценно, японская поддержка переноса нефтебазы, похоже, оказалась той малостью, которой не хватало, чтобы это дело сдвинулось. На прошедшем в начале июня во Владивостоке Дальневосточном МедиаСаммите врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко сообщил, что соглашение о переносе нефтебазы и портовых сооружений Владивостокского морского торгового порта (ВМТП), мешающих развитию города, будут подписаны в ближайшие месяцы. Их собственникам на выбор предоставлены три площадки, куда они смогут перенести свои мощности. Однако на это потребуется время - около 5−7 лет, и низководный мост, который должен связать Владивосток с Хасанским районом.

Потеря ВМТП ряда причалов в центральной части города, начиная от Морвокзала, по мастер-плану будет восполнена продолжением устройства набережной, необходимой для променада горожан и гостей Владивостока. Принципиально эта идея прекрасно сочетается с работой, начатой устройством Набережной Цесаревича, в которой на конкурсной основе приняли участие и местные архитекторы, и проектировщики из других регионов страны.

Предполагалось, что затем от предприятий промзоны будет постепенно освобождено все северное побережье бухты Золотой Рог, и на их месте появятся пешеходные зоны, офисы и торговые центры, объекты культуры и образования. А в дальнейшем станет возможным создание аналогичного общественного пространства от Золотого моста до устья реки Объяснения вдоль южного берега бухты. Однако этот грандиозный реновационный проект натолкнулся на непреодолимое сопротивление портовиков и расположенных на берегу предприятий. Кстати, и участок Набережной Цесаревича оказался проблемным для инвесторов. Ряд строений, расположенных на этой территории, уже по 6-7 лет ожидает своей реконструкции и перепрофилирования.

Над железнодорожными путями в районе конечной станции Транссиба, по японскому мастер-плану, должна быть продолжена Центральная площадь, что также не раз предлагалось приморскими архитекторами. В частности - по заказу ВМТП делались такие проектные проработки специалистами ДНИИМФа. Причем местными архитекторами предлагались и хорошо сочетавшиеся с этим предложением несколько вариантов проектов модернизации самой Центральной площади города с устройством под ней двух этажей, где могли бы быть размещены магазины, культурные учреждения, автопарковки, автовокзал и пр.

Японский мастер-план предлагает обновить привокзальную площадь с возможным полным переходом ее в пешеходную зону. Кстати, отсюда и с ул. Корабельной Набережной предлагается сделать пешеходный проход в сторону Спортивной Набережной.

Часть исторических кварталов в центре города также предлагается сделать главным образом пешеходными, вынеся транспорт на перехватывающие парковки и расширив тротуары. Саму застройку рекомендуется использовать для акцентирования ее роли как зоны объектов культуры, музеев и памятников, которая была бы удобна и интересна для пребывания туристов. Кстати, эта территория особенно любима японской молодежью, посещающей Владивосток. А на Орлиной сопке предполагается расположить своего рода бизнес-инкубатор.

Район площади Луговой, по японскому мастер-плану, предлагается развивать как большую торговую зону. И в этом ключе он давно уже преобразуется, постепенно срастаясь с подобной торговой зоной в районе ул. Спортивной.

Работа японских специалистов охватывала весь город, хотя особый акцент сделан на его центральную часть. В этом могли убедиться горожане, которые пришли на публичные слушания мастер-плана для Владивостока.

Представитель компании «Никкэн Сэккэй ЛТД» Рюити КИДЗУМИ на этих слушаниях отметил, что проект, созданный ее специалистами, реализовать будет несложно. Его мнение поддержала и представитель АО «ДОМ.РФ» Ольга КАЛАШНИКОВА, считающая, что предложенный мастер-план уже начал интеграцию в документы территориального планирования города и края, и поэтому «вполне может быть реализован».

В ходе обсуждения мастер-плана заслуженный архитектор России Валентин АНИКЕЕВ сказал, что работа японских архитекторов заслуживает большого уважения, но ее пока можно воспринимать как добрые пожелания развитию Владивостока. А «будет ли возможность реализовать эти проекты, хотя бы частично, - не очень понятно».

При разных оценках мастер-плана и его отдельных предложений, горожане в целом документ одобрили, как ранее одобрили и поправки в генплан города, которые закрепили новые тенденции градостроительного развития Владивостока в период после саммита АТЭС 2012 года.

Администрация Приморского края в конце мая обратилась в АО «ДОМ.РФ» с просьбой продолжить сотрудничество этой госструктуры с компанией «Никкэн Сэккэй ЛТД», выступив заказчиком работ по реализации I этапа мастер-плана - проработке технико-экономического обоснования, выполнению проектной документации и включению в проекты инвестиционных предложений по их реализации. При этом приоритетным для будущей работы обозначен район, примыкающий к железнодорожному и морскому вокзалам.
Так что - продолжение следует.

Фото Юрий Рогов.

Виктор КУДИНОВ.

Журнал "Дальневосточный капитал", июль, 2018 год.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Окна от известных производителей по очень выгодным ценам Американское зерно больше не может конкурировать с новой сельскохозяйственной державой – Россией Похудевшая Оля Полякова пожаловалась на жесткий рабочий график Евро-2020: Украина и Англия объявили стартовые составы на игру Задержания протестующих в Петербурге: точечные у Гостиного двора и массовые — у посольства Белоруссии (фото, видео)

Лента публикаций