Повествование ведёт Майор Мортен «Долби» Ханче (Morten «Dolby» Hanche), имеет налет более 2200 часов на F-16, является выпускником школы летчиков-испытательной ВМС США (U.S. Navy Test Pilot School), а 10 ноября 2015 года стал первым норвежцем, поднявшимся в воздух на F-35. В настоящее время он служит пилотом-инструктором 62-й истребительной эскадрильи на авиабазе Люк ВВС США в Аризоне.
«Когда я впервые поднял F-35 в воздух, то сразу оценил легкость управления. С тех пор впечатление только усилилось. F-35 имеет хороший баланс между мягким и точным откликом с одной стороны, например, когда мы летаем в плотном строю. С другой стороны, машина реагирует быстро и яростно, когда мне это нужно, например, в ближнем бою. На F-35 мы предпочитаем иногда летать на низкой скорости, так как он гораздо более надежно управляется при больших углах атаки, чем я привык. И при этом он так быстро набирает скорость, что можно случайно преодолеть звуковой барьер…
Еще одна особенность F-35 — на нем легко подняться в воздух и легко приземляться. Последнее особенно заметно при посадке с боковым ветром: F-16 — как велосипед, при езде на котором нужно балансировать до полной остановки. При таком сравнении на F-35 чувствуешь себя почти как в поезде, идущем по рельсам…
Осенью меня познакомили с «Эль-Гато», он тоже учился летать на F-35 вместе с нами. При этом «Гато» — опытный пилот F/A-18, который прошел школы применения оружия как Корпуса морской пехоты, так и ВМС США, также известную как Top Gun. Позвольте мне процитировать «Эль-Гато» о впечатлениях от его первого полета на F-35A: «… он летает, как «Хорнет», но с четырьмя двигателями …». А один из моих итальянских коллег после его первого опыта с F-35 сказал: «Я не думал, что такое вообще возможно»…
Я хотел бы подчеркнуть важное отличие от F-16 в этом контексте. F-16 показывает отличную маневренность в полете, но только до тех пор, пока на него не подвесят вооружение. А F-35 в такой же ситуации не теряет маневренности и скорости. В первый раз, когда я полетел с внутренней загрузкой на F-35, могу честно сказать, я просто не почувствовал разницы по поведению машины…
…ещё хочу поговорить о малозаметности и сенсорах. Некоторые утверждали, что малая заметность — это какая-то полумифическая или, по крайней мере, спорная концепция, которая в лучшем случае имеет ограниченное применение. Мой личный опыт — это нечто совершенно особенное. В основном речь идет о сценариях, чтобы подобраться к F-16, которые висят в воздухе в ожидании наведения с земли для перехвата. Что происходит тогда? Ну, я заблаговременно и точно знаю, где находится формация F-16, и у меня достаточно времени для планирования атаки. В это время F-16 полагаются на то, что мы пойдем к ним, а они смогут развернуться на нас. Тем не менее, в результате все F-16 оказываются сбиты, не сделав ни одного выстрела в нашем направлении. В этом нет ничего смешного. Это совершенно неравноценное противоборство. Как будто на улице вас атаковал ниндзя в камуфляже, выскочив из-за куста с мечом в руке. Это грубо, жестоко и совершенно неожиданно. Другой опыт заключается в том, что при необходимости удастся проскользнуть мимо F-16 необнаруженным, если мы пожелаем не поднимать шума. Это дает особое чувство превосходства: знаю, что я могу стрелять в вас в любой момент, но не делаю этого…
Для меня убедительным аргументом в пользу того, насколько хорошо работает F-35, является то, что мы можем сделать на учениях. Три недели назад я участвовал в тренировке с четырьмя F-35. Наша миссия состояла в том, чтобы преодолеть рубеж современной ПВО, а затем обнаружить и уничтожить наземную цель со столь же передовой системой объектовой противовоздушной обороны. После нейтрализации этих угроз нам удалось уничтожить все четыре назначенные цели. И ведь все это на ПО Block 3i, еще до получения нами возможностей Block 3F. Достаточно сказать, что эта задача была бы близка к самоубийству, если бы у нас были только четыре истребителя F-16!..
К сожалению, кажется, наше командование пока весьма смутно представляет, как они могут использовать F-35, продолжая делать это также, как мы используем F-16 сегодня — «просто» своего рода Super-16 (F-16 на стероидах). Хотя F-35 уже сегодня способен на гораздо большее, чем столь «простая» роль. (Это похоже на использование современного ПК, всего лишь в качестве электрической пишущей машинки, причем не только без регистрации в Интернете, но даже и без пасьянса «Косынка»).