Основным препятствием для продвижения переговоров о будущем Косово и Метохии продолжает оставаться отказ Приштины выполнить обязательства по Брюссельскому соглашению и сформировать Сообщество сербских муниципалитетов.
Посредник Евросоюза в переговорах по Косово Мирослав Лайчак барражирует то в Приштину, то в Белград, но никаких подвижек в разрешении этого вопроса пока не наметилось. И это при том, что Евросоюз в последнее время предпринимает усиленные попытки окончательно закрыть косовский вопрос и выцарапать у США лавры «главного решалы».
Но у ЕС нет рычагов, которыми можно было бы надавить на Приштину, так как за все годы косовского кризиса он ни разу и не пытался этого делать. В Косово уважают только авторитет Вашингтона как основного их лоббиста. В Евросоюз они особо не стремятся, а вступление в НАТО произойдет как нечто само собой разумеющееся, как только произойдет признание независимости края в ООН. Даже если не как самостоятельного государства, то всегда есть путь присоединения к Албании.
С другой стороны, Брюссель столкнулся с твердой позицией Белграда, что Сербия не признает Косово, ничего не получив взамен, и называет формирование Сообщества сербских муниципалитетов ключевым условием консенсуса. Лайчак даже пообещал вынесение вопроса устава этой ассоциации в повестку следующего раунда переговоров в Брюсселе, но ЕС пытается перенести ее формирование на «после подписания окончательного соглашения».
Европейской политике в последнее время вообще характерен подобный иезуитский подход: если не можем добиться выполнения условий договора от стороны, его нарушающей, то начинаем обещать «потом» другой стороне. Что с Брюссельскими соглашениями 2013 года, что с Минскими от 2015-го.
И аналогия нисколько не притянута. И в Косово, и в Донбассе Запад не может, либо не считает нужным, добиваться выполнения условий договора от своих протеже. Условий, которые этот самый запад в этих договорах и прописал. Ну а коль инициатор и гарант договора не стремится к его выполнению, его надо «простимулировать», а лучше – и проконтролировать.
Не стоит лукавить, что в нынешних условиях миропорядка самым сильным раздражителем для «носителей демократии» является Россия, которая помимо «нервировать» способна и «в зубы дать». Сербия это уже ощутила в своей экономической политике и ситуации с вакцинацией от коронавируса. Покупка российского «Спутник V» простимулировала поставки Pfizer в страну со скоростью локомотива: не будь российских поставок, Белград до сих пор бы прозябал в очереди за COVAX, как его соседи.
Да и не такая уж далекая история «Приштинского броска» российских десантников дает основание полагать, что размещение российского миротворческого контингента в сербских анклавах на севере Косово послужило бы наилучшим катализатором и гарантом создания Сообщества сербских муниципалитетов. А там и стремящийся приписать себе заслуги Евросоюз засуетился бы, и по экономической интеграции в том числе. Партнер, имеющий право беспошлинной торговли с ЕАЭС, им бы очень пригодился.
Да и для Республики Сербской появление определенности в косовском вопросе послужило бы хорошим подспорьем в ее борьбе с давлением Запада, направленным на унитаризацию Боснии и Герцеговины.