Пандемия коронавируса заставила власти по всему миру заняться разработкой и внедрением в жизнь новых технологий, призванных ограничить распространение болезни. Так, в целом ряде стран разработаны приложения для смартфонов, позволяющие следить за соблюдением людьми карантина. А в России, как отмечает комиссар Совета Европы по правам человека Дуня Миятович, «власти используют уличные камеры с функцией распознавания лиц для обеспечения соблюдения мер по карантину», но нет никаких гарантий того, что такие технологии позднее не будут использоваться «в более широком ключе и с совсем иными целями». Об опасности вторжения в частную жизнь, вызванного глобальной борьбой с коронавирусом,— в статье госпожи Миятович, для публикации которой в России был выбран “Ъ”.
Пандемия COVID-19 уже убила более 200 тыс. человек в мире, более половины из которых умерли в странах Европы за последние два месяца. Глядя только на эти цифры, можно легко понять, почему правительства были вынуждены принимать чрезвычайные меры, такие как ограничения в передвижении и предписания по соблюдению карантина. Эти меры в настоящее время дают обнадеживающие результаты. Поскольку правительства некоторых стран постепенно ослабляют ограничения, крайне важно гарантировать, чтобы принятые ограничительные меры не оставались в силе после окончания чрезвычайной ситуации.
Надзор в данном контексте — это ключевой фактор. Многие европейские страны используют цифровые устройства, чтобы исполнять на практике решения по карантину, отслеживать распространение инфекции, а также информировать людей о возможном риске после контактов с инфицированными людьми. Цель использования таких технологий — эффективнее сдерживать распространение COVID-19, тем самым уменьшая нагрузку на систему здравоохранения и позволяя возобновить предоставление клинических услуг, в том числе операций, которые были приостановлены из-за пандемии. Поэтому возможности цифровых инструментов следует досконально изучить. Вместе с тем императив обеспечения здоровья населения не должен стать карт-бланшем для слежки за частной жизнью людей.
Проектирование, разработка и использование цифровых технологий имеют важные юридические и этические аспекты, которые нельзя не учитывать.
Хотя такие технологии действительно могут улучшить качество нашей жизни (в частности обеспечивая более безопасный и скорейший выход из нынешней изоляции, улучшая реакцию на угрозы системе здравоохранения, укрепляя подотчетность, а также создавая новые возможности во многих сферах нашей жизни), они также могут быть использованы нам во вред: вторгаться в нашу частную жизнь и ограничивать нашу способность участвовать в жизни общества.
Этот риск уже появился в некоторых европейских странах.
В России власти используют уличные камеры с функцией распознавания лиц для обеспечения соблюдения мер по карантину. При этом нет надлежащих гарантий того, что такие интрузивные технологии не будут в будущем использоваться в более широком ключе и с совсем иными целями. В Азербайджане граждане обязаны сообщать о своих передвижениях посредством направления СМС в электронную систему, позволяющую полиции мониторить их передвижения. В Черногории правительство опубликовало на своем веб-сайте список, содержащий имена и адреса лиц, которым было предписано самоизолироваться в течение 14 суток с момента их возвращения из-за границы, для того чтобы эти лица не нарушали предписания.
В Польше обязательное государственное приложение для смартфонов требует, чтобы люди, находящиеся на карантине, делали селфи с отметками времени и GPS-координатами своего нахождения несколько раз в день. Цель — удостовериться, что они соблюдают карантин. Невыполнение этого распоряжения может привести к огромному штрафу. Турция также объявила о выпуске аналогичного приложения для смартфонов для контроля за местоположением лиц, у которых был выявлен SARS-CoV-2.
В Испании персональные данные людей, использующих мобильное приложение властей автономного сообщества Мадрид, первоначально должны были передаваться частным компаниям, которые помогали разрабатывать приложение (таким как Google, Telefonica и Ferrovial), до тех пор пока приложение не было доработано в свете лучшей защиты частной жизни. В Великобритании газета The Guardian выявила, что IT-компании обрабатывали конфиденциальные персональные данные пациентов без обеспечения надлежащей прозрачности своих действий и подотчетности.
Это все — тревожные примеры более общей тенденции обеспечения слежки за людьми в Европе, которая вызывает обеспокоенность в свете ее совместимости со стандартами в области прав человека, регулирующими защиту персональных данных, включая прецедентное право Европейского суда по правам человека.
Тем не менее он также подчеркнул, что государства могут собирать, использовать и хранить конфиденциальные персональные данные только в исключительных и точно определенных обстоятельствах, предлагая при этом адекватные правовые гарантии соблюдения прав человека и обеспечивая независимый надзор. Органы государственной власти также должны гарантировать, что принятые меры основаны на законе, являются необходимыми для достижения преследуемой цели, также являются наименее интрузивными и будут отменены сразу, как только исчезнут причины, обусловившие принятие этих мер.
Хранение телекоммуникационных данных также строго регламентируется Конвенцией Совета Европы о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера, а также законодательством Европейского союза с четкими ограничениями, устанавливаемыми Судом Европейского союза в случаях действий государств—членов ЕС, которые входят в конфликт с соблюдением права на личную жизнь.
Хотя цифровые технологии могут помочь в реагировании на пандемию, мы не должны думать, что они могут решить все проблемы. Прибегать к их помощи следует только в случае их использования с соблюдением демократических правил.
Они также рискуют потерять общественное доверие и поддержку, которые являются необходимыми при обеспечении государством защиты жизни и здоровья людей.
В этом контексте обнадеживающим выглядит принятие Комитетом министров Совета Европы, представленным всеми 47 странами, декларации 22 апреля. В ней государства подтверждают, что «меры по борьбе с этим заболеванием (коронавирусом.— “Ъ”) и его последствиями должны приниматься в соответствии с принципами организации и обязательствами, взятыми на себя странами-членами». Это важное обязательство, которое должно быть реализовано на практике путем принятия государствами конкретных мер.
Правительства могут и должны найти правильный баланс между этими двумя неотложными требованиями и обеспечить, чтобы технологии работали во благо, а не против прав человека, демократии и верховенства права.
Для этого им нужно предпринять ряд шагов.
Кризис общественного здравоохранения — это реальная угроза, требующая эффективного реагирования. Однако меры наблюдения и слежки, которые обходят требования соблюдения прав человека и верховенства закона, не являются демократическим решением.