Запад и, в частности, США, судя по «тревожным» посланиям именно американских СМИ, крайне обеспокоены тем, что Российская Федерация в ближайшем будущем обзаведется собственным аналогом Суэцкого канала.
Как отмечают аналитики The Washington Post, обещанное учёными климатологами глобальное потепление превратит Северный морской путь в альтернативу Суэцкому каналу, который будет целиком и полностью принадлежать Российской Федерации. Это-то, по сути, и вызывает раздражение американской верхушки, чью позицию обычно и отображают популярные в США издания, такие как The Washington Post.
Авторы довольно-таки внушительной статьи, посвящённой геостратегической значимости активного таяния льдов в Арктике, несколько раз подчеркнули, что «новый Суэц» будет целиком и полностью контролироваться именно Россией, которая получит немалые прибыли за навигацию.
Главным преимуществом Севморпути, несмотря на сопряженные с климатическими особенностями трудности, является время его прохождения. Даже сейчас, когда некоторые проходы ещё могут быть подолгу заблокированы, судно, вышедшее, к примеру, из южнокорейского порта, достигнет ФРГ вдвое быстрее, чем по ныне наработанному маршруту через мыс Доброй Надежды. Время в пути составит всего 23 дня.
Обеспокоенность западных экспертов, и соответственно политиков вполне оправданна, но немного запоздала. Северный морской путь является главной арктической судоходной магистралью Российской Федерации, кратчайшим путём между Дальним Востоком и европейской частью РФ, связывающим арктические порты с крупнейшими реками Северного региона. И Севморпуть уже сейчас вполне можно называть достойной альтернативой Суэцкому каналу, хотя в США ещё только прогнозируют полноценное освобождение ото льда и открытие трудных участков.
Программа развития СМП стала одним из крупнейших экономических достижений России в прошлом году. В 2017 году объём грузопотока по этой транспортной артерии уже достиг исторического максимума в 10 миллионов тонн. Владимир Путин уделил особое внимание развитию этого масштабного проекта и согласно прогнозам в рамках программы увеличения промышленных мощностей в «русской Арктике», уже через пять лет Севморпуть сможет пропускать до 80 миллионов тонн в год.
СМП откроет новые возможности для «русской Арктики» и закрепит присутствие РФ в Северном Ледовитом океане, что, естественно, не устраивает стратегов в Белом доме. Но США в данном случае ровным счётом ничего не могут сделать. Лишь выражать обеспокоенность и подсчитывать чужие прибыли.