Социальный коллапс на Азовском побережье может стать важным фактором предвыборной борьбы на Украине
Подконтрольные Украине порты на Азовском море Мариуполь и Бердянск находятся на грани народного восстания против киевского режима. Об этом заявил в эфире телеканала "Еспресо" бывший командующий ВМС Украины вице-адмирал Сергей Гайдук. По его словам, активные действия России в Азовском море оказали мощное давление на экономику азовского побережья Украины, что поставило Мариуполь и Бердянск на грань социальных потрясений.
Гайдук подчеркнул, что в этих портах работает до 5000 человек, которые сейчас находятся под угрозой увольнения из-за простоя портов. Это может спровоцировать масштабные акции протеста. Положение для Киева усугубляется также тем, что от Мариуполя до линии соприкосновения не более 15-20 километров.
Представьте себе, на востоке от Мариуполя находится "нулёвка", где расположена наша приморская группировка, которая ежедневно имеет боевые столкновения с противником, - отметил украинский адмирал. – А на западе от Мариуполя и в самом городе идут бунты населения, которое теряет работу и возможность содержать свои семьи".
По мнению Гайдука, именно на социальный фактор и делает ставку Россия, которая продолжает задержание и досмотры судов, следующих в украинские азовские порты или в обратном направлении.
Отметим, что ранее экс-главком ВМСУ Гайдук отличился резонансным заявлением о необходимости минирования акватории Азовского моря для противодействия возможной десантной операции по взятию Мариуполя. О социально-экономических и гуманитарных последствиях таких действий украинский адмирал вряд ли задумывался. Как известно, политиков Незалежной или тех, кто рассчитывает сделать карьеру на этом поприще, вообще не отличает наличие стратегического мышления. Ведь куда большим спросом пользуются абсурдные популистские заявления, рассчитанные на сиюминутные симпатии наиболее радикально настроенных кругов и группировок, нежели обдуманные, взвешенные и рассчитанные на перспективу решения.
Причем тут Россия?
Между тем, в Киеве продолжают обвинять Москву в нагнетании ситуации в Азовском море. Как заявил 21 августа помощник главы Госпогранслужбы Украины Олег Слободян, российскими пограничниками были задержаны свыше 150 иностранных судов, следовавших в Мариуполь и Бердянск. По его словам, помимо досмотров, российская сторона долго не пропускает направляющиеся в украинские порты суда через Керченский пролив, заставляя их ожидать разрешения под Крымским мостом порой по несколько суток. Это привело к миллионным убыткам, которые понесли украинские и иностранные компании, и, соответственно, к резкому снижению грузооборота. В Киеве признают, что многие судовладельцы попросту отказываются работать с украинскими портами на Азовском море. Если верить словам министра инфраструктуры Украины Владимира Омеляна, то заход судов в порты Мариуполя и Бердянска уменьшился на 10%.
Неоднократно делавший громкие антироссийские заявления Омелян также обвинил РФ в том, что её действия дестабилизируют обстановку в Азовском море и причиняют крупные убытки Украине и её партнерам в Евросоюзе. Украинский министр потребовал от России компенсировать все эти убытки и призвал к введению новых санкций против соседнего государства. В то же время заместитель министра по вопросам "временно оккупированных территорий" Георгий Тука предложил обратиться в Совбез ООН или НАТО с просьбой организовать сопровождение украинских судов в Азовском море. Правда, каким образом это может быть реализовано, Тука умолчал.
Что же касается действий России по организации проверок украинских судов в Азовском море, то у нагнетающих ситуацию киевских политиков наблюдаются очевидные проблемы с установлением причинно-следственных связей.
Во-первых, усиление мер безопасности на Азове стало следствием пиратских действиями киевского режима.
Напомним, что ещё 25 марта этого года украинские пограничники захватили в нейтральных водах Азовского моря российский рыболовецкий сейнер "Норд", принадлежащий одному из предприятий Керчи. Восемь из десяти членов экипажа "Норда" до сих пор не могут покинуть территорию Украины. Семеро из них приговорены к штрафу, а капитану Владимиру Горбенко грозит до пяти лет лишения свободы по надуманному обвинению о якобы незаконном въезде на "временно оккупированную территорию Украины". 10 августа в Херсоне было задержано ещё одно российское судно – танкер "Механик Погодин", доставивший в украинский порт нефтепродукты из Туркменистана. При этом заход "Механика Погодина" в Херсонский порт был заранее согласован с киевскими властями.
Во-вторых, украинские политики открыто заявляют о намерениях устроить диверсии, которые нанесли бы ущерб инфраструктуре открытого в середине мая этого года моста через Керченский пролив, что вынуждает предпринимать дополнительные меры безопасности.
В-третьих, украинские власти сами признают, что искусственно подогревают истерию, тогда как Россия действует в рамках существующего законодательства. Так, уже упомянутый ранее помощник главы Госпогранслужбы Украины Олег Слободян ранее подтвердил, что формально Россия ничего не нарушает на том основании, что Азовское море является одновременно внутренним морем как для Украины, так и для России.
Поэтому любая из сторон может свободно передвигаться по всему бассейну моря и соответственно осматривать те суда, которые вызывают подозрение, или по каким-то другим причинам. Другое дело, что сейчас РФ использует этот досмотр судов как элемент политического и экономического давления на Украину. Но они не задерживают эти суда, они их просто осматривают, после чего суда следуют дальше своим курсом. Формально россияне ничего не нарушают",
- цитирует представителя украинской Госпогранслужбы "Сайт города Мариуполя".
Киев боится последствий
Отметим, что существующий режим мореходства и использования вод Азовского моря поддерживается в соответствии с заключенным ещё в декабре 2003 года президентами России и Украины Владимиром Путиным и Леонидом Кучмой соглашением. После государственного переворота 2014 года и последовавшего за ним воссоединения Крыма с Россией украинская сторона неоднократно декларировала намерение разорвать соглашение 2003 года. Так, в июле 2015 года в Верховную раду группой нардепов во главе с тогдашним её вице-спикером Андреем Парубием вносился проект его денонсации, однако она так и не была проведена. До более трезво мыслящих украинских "народных избранников", представителей МИД, министерства юстиции и службы внешней разведки Украины дошло, что таким образом они своими руками предоставляют России право полного хозяйствования в Азовском море.
Такими негативными последствиями может быть, в частности, блокирование украинских портов в Азовском море, что приведет к их закрытию, блокировке прохождения в/из Азовского моря кораблей и судов Украины", - говорилось в документе, принятом в ноябре 2015 года на заседании комитета иностранных дел Верховной рады и представителей ряда профильных ведомств.
После инцидента с "Нордом" и ответных действий России вопрос о денонсации соглашения 2003 года вновь стал активно обсуждаться в украинском политическом и экспертном сообществе. Так, в первой половине июля этого года о внесении соответствующего законопроекта в Верховную раду заявил экс-командир нацбата "Донбасс", член парламентской фракции "Самопомощь" Семён Семенченко. Поводом стал досмотр российскими пограничниками сразу семи следовавших в Мариуполь и Бердянск судов, в ходе которого российские правоохранители якобы осматривали и опрашивали украинских моряков на предмет участия в "АТО" и принадлежности к экстремистским радикальным группировкам.
Впрочем, в МИД Украины дали понять, что разрыв соглашения 2003 года принесет Киеву лишь дополнительные проблемы.
О денонсации соглашения с Россией по Азовскому морю не может быть и речи. Это даст возможность РФ заявить о территориальном споре. Для нас это вопрос безопасности, поэтому используем доступные инструменты, чтобы урегулировать этот вопрос",
- приводит сегодня заявление заместителя министра иностранных дел Украины Елены Зеркаль официальный Twitter-аккаунт украинского внешнеполитического ведомства.
Бунт в Мариуполе как шанс для Порошенко
Сам же факт нагнетания Украиной обстановки вокруг Азовского моря удачно вписывается в развернувшуюся в стране предвыборную кампанию. Продолжающиеся провокации против России и следующие за ними обвинения нашей страны в очередной "агрессии" для подавляющего большинства киевских политиков являются "козырной картой", призванной обеспечить им симпатии радикально настроенного электората и прохождение в парламент. Для самого же Петра Порошенко это шанс сохранить за собой президентское кресло, за которое он будет цепляться до последнего. Поэтому, нельзя исключать возможность нового серьезного обострения на линии соприкосновения или даже в стратегически важном тыловом районе.
Знакомые с ситуацией в Мариуполе источники Царьграда сообщают, что городской порт практически пустой. Из-за этого многие работники сокращены или отправлены в бессрочные неоплачиваемые отпуска. Аналогичная ситуация на ключевых предприятиях города, таких как "Азовсталь", "Азовмаш" и металлургический комбинат имени Ильича. При этом виновниками столь тяжёлого социально-экономического положения жители города считают украинскую власть, которая своими действиями способствует дестабилизации ситуации.
Заметим, что серьезные социальные потрясения в прифронтовом Мариуполе, в которых Киев уже заведомо обвинил Россию, могут послужить причиной для введения на Украине режима военного положения с последующим переносом выборов на неопределенный срок. Право ответить на вопрос, кому в первую очередь на руку такой сценарий, оставим догадливому читателю.