Уже через месяц, 13 сентября, открывается Международный кинофестиваль стран АТР «Меридианы Тихого». В семнадцатый раз Владивосток примет известных кинематографистов со всего мира - всех тех, кто сейчас определяет векторы движения киноиндустрии, задает новые тренды и доказывает, что, несмотря на ускоренное развитие технологий, растущую популярность стриминговых сервисов и многочисленных сериалов, удовольствие от похода в кино невозможно ничем заменить.
Традиционная структура программ фестиваля - это панорама самых ярких явлений в региональном и мировом кинематографе. Здесь будут представлены как очевидные фестивальные хиты, так и скромные синефильские эксперименты и смелые художественные жесты. Представляем краткий путеводитель по фильмам фестиваля, без которых невозможно представить текущий кино-сезон.
Одна из самых успешных современных российских кинематографистов Анна Меликян, безусловно, умеет удивлять зрителя, изящно балансируя на грани неповторимых режиссерских приемов и универсальных историй. Ее новый фильм - «Фея» - завершает трилогию («Русалка» и «Звезда») и представляет собой повесть о необычных героях, в условных декорациях постсоветской России. Главный герой в исполнении Константина ХАБЕНСКОГО - создатель видеоигры «Коловрат», зубодробительного фэнтази по мотивам славянского фольклора - однажды узнает себя на фреске Андрея РУБЛЕВА. Идентифицируя себя с великим художником, он отправляется в невероятное путешествие - фантазию, где прошлое и будущее меняется местами, и образует причудливый лабиринт накладывающихся на друг друга сюжетов.
Очередной резонансный дебют студента мастерской Александра СОКУРОВА, мировая премьера которого в этом году прошла в рамках программы «Форум» международного фестиваля в Берлине. Исполненная тональностью высокого маньеризма история о молодом человеке, который отправляется воевать на фронт во время Первой мировой войны с наивными представлении о героизме и служении отечеству. Трагическое обстоятельство - уже в первом бою герой теряет зрение - фиксируется режиссером как драматургический слом и открывает неординарный режим повествованиям. Герой не покидает театра военных действий, остается служить слухачом: через огромные металлические воронки он должен слушать приближение вражеских аэропланов и поднимать тревогу. Вездесущий ужас первого глобального конфликта в истории человечества теперь разворачивается в аудиальной драме, перевернувшей сознание главного героя.
Остров Чилоэ на юге Чили. Карлос Руис работает оператором на промышленном консервном заводе - место депрессивное, и в то же время источающее мощные заряды витальной силы - несокрушимой природной энергии. Так и главный герой живет в удвоенной реальности. В рабочее время он лишь незначительный винтик большой машины, обреченный изо дня в день совершать монотонные действия. Но в свободное время он настоящий Гуру - целеустремленный боксер, для которого только победа в очередном поединке служит смыслом жизни. Оригинальные режиссерские приемы и тонкая работа над атмосферой фильма дают камерной драме о «маленьком человеке» размах экзистенциального эпоса.
Испанский визионер Альберт Серра вновь погружает зрителя в свою любимую эпоху. 1774 год, безлюдный лес где-то между Берлином и Потсдамом. Компания аристократов-либертинов добивается аудиенции с придворным короля Фридриха II Дюком де Вальченом - знаменитым распутником. Французский двор при Людовике XVI зачищен от прогрессивных идей либертинов, и адепты наступления на моральные нормы пытаются найти прибежище в соседней Пруссии, экспортировав соседям свои экзотические взгляды. Фирменный летаргический ритм повествования и фантастическая глубина изобразительного ряда являются способом передать зрителю ощущение времени, приблизиться к подлинному измерению ускользающего момента. Гремучая смесь изысканного эротизма и емкого философского послания делает эту ленту одной из самых значимых за последнее десятилетие.
История двух семей, рассказанная на фоне трех десятилетий социальных, политических и гуманитарных потрясений в Китае. В одном из семейств случается трагедия - гибель ребёнка. И хоть каждый из героев живёт своей жизнью, общее прошлое остается умозрительным пространством вынужденного единения и неизжитых травм. Скрытая в немногословных диалогах и обыденных сюжетах трагедия постепенно превращается в повествование о людях, которым пришлось жить в эпоху галопирующего развития и драматических социальных трансформаций. «Прощай, мой сын» - образец масштабного высказывания об исторических коллизиях, где словно призраки проявляются личные трагедии, безжалостно стираемые ударами большой Истории.
Два года назад документальная лента Чжу Шэнцзэ о незавидном быте китайской семьи «Еще один год» стала настоящим фестивальным хитом, а ее новый фильм «Настоящее.Совершенное» уже завоевал ряд престижных наград, в том числе - главный приз фестиваля в Роттердаме. Теперь Чжу Шэнцзэ отказывается от необходимости снимать кого-либо, компилируя эпизоды стримминг-трансляций интернет-пользователей. «Настоящее.Совершенное» фокусируется на медиализации современности как патологической потребности людей во внимании и демонстрирует терапевтический эффект от постоянного пребывания онлайн в борьбе с одиночеством. Ее герои - не успешные блогеры или звезды стриминговых сервисов. Они - те, кто зачастую оказывается невидимыми для общества в реальной жизни. Простые рабочие, жертвы несчастных случаев и инвалиды - они пишут свою историю, громко заявляя о себе и своих чаяниях и надеждах, что когда-нибудь мир наконец-то изменится и станет более гуманным.
Меланхоличный коллективный портрет подростков из Приднестровья, где главные герои - безвременье и отчужденность как навязчивые состояния. Жизнь в непризнанной республике будто замерла в ожидании перемен, которые никак не могут начаться. Молодое поколение, которое выросло уже после распада Советского Союза, пребывает в твердой уверенности, что будущее отменили. Анне Эборн фиксирует несколько месяцев из жизни своих героев - компании молодых людей, связанных дружбой с шестнадцатилетней оторвой по имени Таня. Режиссер отказывается от сухого реализма, время от времени даже кажется, что этот фильм создан в Советском Союзе - настолько романтичны герои и сентиментален саундтрек, несмотря даже на грубость и циничность их реплик. Тем четче ощущение от пространства, где смешалось прошлое и настоящее, и все еще не разрешены политические и идеологические конфликты, последовавшие за распадом СССР.
Роберто Минервини - искусный антрополог, способный приникнуть в самые закрытие сообщества и наладить по-настоящему дружеские отношения со своими героями. Подлинность человеческих отношений - концептуальный каркас его фильмов, и на этот раз он разворачивает подробное повествование о жизни нескольких афроамериканцев в США. Живописуя всплеск гражданских протестов, охвативших южные штаты, когда полицейские застрелили, без веской причины, чернокожего подростка, режиссер погружается в мир травм и исторических потрясений. В его фильме красивый фасад благополучия и политкорректности осыпается под ударами скрытых конфликтов, которые ядовитыми парами страха и ненависти пропитали общественную жизнь США. Минервини сохраняет необходимую дистанцию, но одновременно погружает зрителя в самое пекло социальных противоречий, обеспечивая своих героев правом наконец-то рассказать о том, как на самом деле они живут.
Юрий РОГОВ. Газета «Золотой Рог», Владивосток.