История о том, как поссорились Соединенные Штаты Америки и Турция, приобретает все более интересный оборот. Вашингтон сам буквально толкает Анкару в объятия Москвы. Похоже, что одними С-400, вокруг которых столько шуму, дело не ограничится. Турция может превратиться для России в рынок сбыта не только вооружений, но и гражданской техники. Так, президент Эрдоган пригрозил США разорваться контракт с Boeing на 10 миллиардов долларов. Сможет ли Кремль продать своим турецким партнерам «Суперджеты» и МС-21?
Камнем преткновения в отношениях между США и Турцией стала сделка по приобретению российских комплексов С-400. Однако проблемы Анкары с Западом вызревали уже давно. Напомним, что Турцию так и не приняли в состав Европейского союза, где она унизительно стоит у порога уже несколько десятилетий. Зато приняли в НАТО, где турецкая армия самая сильная после американской. Если называть вещи своими именами, западный мир держит турок за подобие собственных «янычар», направленных против России, но и к себе не пускает.
Серьезный разлад начался уже в 2016 году после попытки военного переворота в Турции. Эрдоган сумел его подавить, однако, США отказались выдать Анкаре проповедника Гюлена, которого турецкие власти считают причастным к путчу. В российских СМИ сообщалось, что это наши спецслужбы помогли устоять режиму Эрдогана, тем самым наладив отношения между Анкарой и Москвой. Сделка по С-400 увенчала ряд совместных проектов: «Турецкий поток», АЭС «Аккую» и др.
Налицо некий крен Анкары в сторону от коллективного Запада и НАТО. Сам по себе он не означает разрыва отношений и выхода из военного блока. Однако, что удивительно, к этому подводят Турцию именно США. В Вашингтоне на полном серьезе обсуждают возможность наказания Анкары за приобретение С-400 посредством закона «О противодействии врагам США при помощи санкций». Ключевые слова – «врагам США». Примечательно, что сами же американцы их начинают использовать по отношению к своим союзникам по НАТО.
Сенатор Соединенных Штатов Линдсей Грэм довольно хамски не то предложил президенту Эрдогану сделку, не то поставил ему ультиматум:
Моё предложение для Турции было таким: забудем о С-400 и начнём переговоры по соглашению о свободной торговле.
Понятно, что в Анкаре к этому ковбойскому стилю дипломатии относятся крайне негативно. Глава Турецкой Республики дал знать американским властям на понятном им языке шантажа, что теперь корпорация Boeing рискует лишиться контракта на 10 миллиардов долларов:
Мы хорошие покупатели. Но если так пойдет и дальше, нам придется пересмотреть этот вопрос.
Возникает вопрос, если Эрдоган и Трамп продолжат и дальше мериться, у кого больше решимости, и побьют оставшиеся тарелки, то кто займет турецкий авиарынок?
Быть может, самое время направить гонцов «турецкому султану» с предложением о продаже «Суперджетов» и МС-21? Тот же «Суперджет» - вполне себе европейский самолет, собранный из импортных комплектующих и имеющий необходимые сертификаты. Компания «ГСС» вполне могла бы наладить их постпродажное обслуживание в Турции, что пока является их слабым местом.
Аналогично и с МС-21. Это очень приличный среднемагистральный лайнер, не уступающий по характеристикам американским, европейским и китайским аналогам. Кабмин поставил задачу довести долю компонентов отечественного производства в нем до 97%. Если это будет сделано, то почему бы российским лайнерам не начать летать в турецком небе? Политический расклад вроде как способствует.
Автор: Сергей Маржецкий