Плановые полеты двух стратегических бомбардировщиков ВКС России Ту-95МС (по классификации НАТО – Bear, в переводе с английского – «Медведь») в сопровождении многоцелевых истребителей Су-35C над Японским и Желтым морями вызвали беспокойство Южной Кореи и Японии. По сообщениям корейского агентства Yonhap, 13 июля российские военные самолеты четыре раза нарушили зоны идентификации (ЗИ) противовоздушной обороны Республики Кореи (KADIZ).
По данным Объединенного комитета начальников штабов Южной Кореи, во второй половине дня в 14 часов 08 минут российские ракетоносцы были зафиксированы в опознавательной зоне KADIZ севернее восточного острова Уллындо, которую они покинули в 14 часов 35 минут в 74 км к юго-востоку от города Пхохан. Повторно в зону стратеги попали с восточной стороны в 15 часов 21 минуту и покинули ее в 15 часов 45 минут северо-западнее острова Чеджудо. С 16 часов 08 минут до 16 часов 32 минут самолеты находились северо-западнее провинции Чеджу. В 17 часов 36 минут они вновь вошли в зону восточнее небольшого острова Докдо и оставили ее в 17 часов 53 минуты.
При появлении российских самолетов в воздух поднялись южнокорейские и японские истребители, что предусмотрено стандартной процедурой ответных действий со стороны стран, имеющих ЗИ. Южная Корея направила истребители F-15, F-16, а Япония – F-2A.
Военные южной части Корейского полуострова предоставили информацию о том, что подобные инциденты уже происходили несколько раз в текущем году, а 13 июля, по их заявлениям, нарушение было совершено четырежды за один день.
Министерство обороны в Сеуле вызвало военного атташе РФ полковника Андрея Фалилеева для объяснения ситуации с «несанкционированным проникновением российских военных самолетов в опознавательную зону ПВО Южной Кореи».
Военное ведомство России выразило несогласие с заявлениями о нарушениях, вместе с тем подтвердив, что российские стратегические ракетоносцы Ту-95МС и многоцелевые истребители Су-35С пролетели в свободной зоне Японского и Желтого морей, а также в западной части Тихого океана и отработали попутную дозаправку топливом в воздухе. В Минобороны подчеркнули, что все полеты производились над нейтральными водами и выполнялись в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства, не нарушая границ других государств.
Воздушное пространство над открытым морем юридически позволяет свободно осуществлять полеты воздушных судов. Открытое воздушное пространство находится за пределами суверенной территории государств, составляет около 75% воздушного пространства Земли и считается международной территорией общего пользования, где не существует обязательств придерживаться каких-либо маршрутов, но в целях безопасности сложилась практика полетов по согласованным маршрутам, что, правда, касается в основном регулярных рейсов.
Некоторые страны, исходя из потребностей воздушной обороны или военной стратегии, объявляют прибрежные воды зоной опознавания или идентификации, на которую распространяется режим заблаговременного оповещения о полетах всех гражданских воздушных судов и военных самолетов любого другого государства. Наличие зоны идентификации ПВО, в которой воздушные суда иностранных государств вынуждены соблюдать особые требования, не означает расширение суверенного воздушного пространства, а используется лишь в целях более эффективного обеспечения его безопасности и дает возможность определения принадлежности летательного аппарата, до того как он окажется в территориальном воздушном пространстве.
США с 1950 года ввели ЗИ ПВО и начали требовать, чтобы самолеты, приближающиеся к воздушному пространству Америки, декларировали свои намерения за один-два часа до вхождения в него. Кроме США такие зоны установлены Великобританией, Грецией, Индией, Канадой, Норвегией, Пакистаном, Южной Кореей, Японией и другими странами. Китай в 2013 году также объявил о вводе ЗИ ПВО, но США посчитали китайское нововведение опасным, разрушающим региональную стабильность из-за включения в ЗИ спорных между Японией и Республикой Кореей территорий, а потому – недействительным. Токио и Сеул также отказались его принимать, поставив Китай в двусмысленное положение: американские бомбардировщики, корейские и японские лайнеры залетали в китайскую ЗИ и, игнорируя ее условия, не сообщали о своем приближении, а Китай никак не мог на это реагировать, избегая конфликта.
В то же время в Южной Корее самолеты, не сообщившие время, маршрут и высоту полета при входе в полосу опознания, могут быть признаны нарушителями воздушного пространства страны. Корейские военные имеют право на предварительные переговоры, а в случае невозможности подтверждения данных могут осуществить перехват и сопровождение самолетов на территории, не относящейся к воздушной зоне. Южнокорейская ИЗ ПВО была создана в 1951 году и значительно расширена в 2013-м, она далеко распространяется за пределы воздушного пространства страны и не закреплена международным правом.
Несмотря на сообщение Минобороны РФ, что нарушений нашими Ту-95МС не было и полеты были плановыми, заместитель директора по международной политике оборонного ведомства Республики Корея Пак Чхоль Гюн заявил, что инцидент «не способствует усилиям по стабилизации ситуации на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии». «Поскольку существует вероятность столкновения в воздухе, мы просим Россию признать серьезность этой ситуации и принять меры для предотвращения подобных инцидентов», – отметил Пак Чхоль Гюн.