На фоне затянувшихся переговоров с американской корпорацией Raytheon по офсетной сделке на модернизацию национальной системы ПРО Польши, польский концерн PGZ опубликовал финансовые показатели за 2019 год. Согласно документу, убытки компании составили 1.26 миллиарда польских злотых, что, примерно, равно 344 миллионам долларов США.
Примечательно, что отчет был сформирован еще в марте текущего года, однако достоянием общественности он слал только сейчас. Это не удивительно, что руководство компании пыталось затянуть раскрытие информации о таких убытках, дабы не лишиться многомиллионных государственных дотаций на фоне увеличения оборонного бюджета.
В 2019 году выручка от продаж PGZ составила 366,4 млн злотых, а операционные расходы составили 352,6 млн злотых. Прибыль от продаж составила 13,8 млн злотых. Однако финансовые затраты в размере более 1,29 млрд злотых оказали наибольшее влияние на финансовый результат Группы PGZ, причем двумя крупнейшими статьями были убытки от обесценивания акций PGZ (в основном дочерних компаний) на сумму 528, 7 млн злотых, а также результаты независимой оценки капитализации фонда MARS FIZ (фонд управляет активами PGZ) - 559,7 млн злотых. В результате общий чистый убыток составил 1,267 млрд злотых.
Как и в большинстве стран, польская оборонная промышленность является ключевым поставщиком для своей армии. Правительство Польши из года в год вкладывает в PGZ миллионы злотых, на развитие собственного производства, однако это не имеет никакого смысла. Проблема заключается в том, что новейшие образцы вооружения, закупаемые польской армией (например, самолет F-35 или система противоракетной обороны Patriot), производятся в США, а возможностей серьезного экспорта компания не имеет.
Единственным примером поставки продукции PGZ за границу, является колесный БТР Rosomak. Но несмотря на громкие заявления об экспорте машины в Словакию, было продано всего несколько десятков экземпляров. Во многом это связано с тем, что польская сторона не имеет лицензии, на продажу БТР в третьи страны, которая принадлежит финской Patria Vehicles Oy.
Поэтому в PGZ и пытаются получить от «Райтеон» лицензию на производство комплектующих Patriot для программы «Висла». Но американский гигант не спешит делиться этим со своими польскими коллегами, требуя заоблачные суммы, но где их взять если компания убыточная? Тем более после раскрытия информации об убытках, вряд ли американцы захотят дальше сотрудничать с умирающим предприятием и начатые администрацией Дуды инициативы по модернизации национальной ПРО так и останутся незавершенными, а оборонная промышленность вовсе умрет.