Вчера в Белоруссии прошел очередной митинг оппозиции, который, по утверждению ее лидеров, должен был собрать еще больше людей, чем в предыдущее воскресенье. Однако, это не удалось.
Возможно, причиной провала послужил проливной дождь, который лил целый день, а может быть действия властей. В то же время в городе Гродно на улицы вышло заметно меньше людей, чем семь дней назад.
Несмотря на то, что оппозиция собирала в Минск сторонников со всей страны, результат оказался такой же, как и в прошлый раз, хотя должно было быть больше. Определенные силы ждали от Беломайдана каких-то радикальных действий и обнародования четкой программы, но прозвучали лишь расплывчатые требования, поэтому многие остались недовольны.
Впрочем, о затухании протестов говорить рано, но Александр Лукашенко и его окружение показали, что крепко держат власть и контролируют ситуацию в стране. Они взяли под охрану стелу «Минск — город герой», где обычно собиралась оппозиция, не пропустив к ней протестующих.
Также армия оцепила стратегические объекты — Дом правительства и резиденцию Лукашенко. Были подвезены водометы, устройства для метания светошумовых гранат, присутствовал ОМОН. Оппозиция не решилась пойти на радикальные меры, вероятно потому, что в город вошла военная техника и вооруженные автоматами, полностью экипированные, белорусские военные.
Лукашенко, вероятно, ожидал силовой сценарий, но он не произошел. Впрочем, «Бацька» решил воспользоваться этим моментом, сделав красивый пиар-ход. Неофициальный телеграм-канал администрации президента опубликовал несколько роликов, в которых показано, как Лукашенко с оружием и в бронежилете летит к Дворцу независимости, а затем с автоматом выходит из вертолета на его защиту. В кадре также присутствует его сын Коля, в бронежилете и с Калашниковым. Так что утверждения оппозиции, что он сбежал в Турцию — являются фейком.
При этом фейки оппозиционных «Телеграм-каналов о том, что сын президента сбежал в Турцию оказались развенчаны. В кадре видно Николая Лукашенко в разгрузке и с автоматом.
Таким образом, подтекст данных роликов говорит о том, что власть не расслабилась и готова применить силу.
Еще одним нестандартным ходом Лукашенко стало то, что он устроил троллинг Беломайдана. К собранию протестующих подогнали звуковую технику и включили на весь Минск песни военных лет, а также саундтреки из советских фильмов о Великой отечественной войне.
Противники «Бацьки» встретили их недовольными криками, что отвернуло от них большое количество людей. В результате собравшиеся на митинг просто молча шли под этот аккомпанемент. В какие-то моменты это даже выглядело комично — особенно под песни «Первым делом самолеты» или «Прощайте, скалистые горы»», а под «Песню об одинокой Родине» из к/ф «17 мгновений весны» в исполнении Иосифа Кобзона, Беломайдан смотрелся со стороны понуро бредущим.
Очевидно, что Лукашенко сделал выводы из украинского Майдана, который в свое время монополизировал акустику протеста в Киеве. Вчера, таким же образом, поступил белорусский президент, одержав небольшую, но все же победу.
На митинге представитель оппозиции Мария Колесник озвучила основные требования.
Единственно непонятно, каким образом будут добиваться их выполнения. В то же время ожидаемого на воскресенье заявления Координационного совета не было. Это говорит, что в нем начались разногласия, и не была выработана единая программа.
Беломайдан не смог повторить украинский сценарий потому, что Бацька удержал за собой силовую вертикаль и, несмотря на противоречия с Москвой, сумел заручиться ее поддержкой. Также Лукашенко пока контролирует ситуацию на основных предприятиях, не допустив их остановки.
Кроме того «ударом под дых» оппозиции стало заявление главы дипломатии Евросоюза Жозепа Борреля о том, что ЕС против повторения украинских событий, и несмотря на непризнание выборов, будет сотрудничать с Лукашенко.
Вышеизложенное говорит о том, что Европа не готова к силовой смене власти в Белоруссии. Впрочем, с этим не согласна Польша, с территории которой ведется координация протестных акций. Однако позиция Брюсселя серьезно «тормозит» развитие радикального сценария.