Лоцман свободного порта

Лоцман свободного порта

Алексей ТИМЧЕНКО, один из самых известных представителей бизнеса в Приморском крае, с начала 2019 года стал общественным омбудсменом по вопросам осуществления предпринимательской деятельности на территории Свободного порта Владивосток, в ТОРах и в особых экономических зонах. Перспективы СПВ – одна из самых противоречивых тем экономического развития Дальнего Востока. «Дальневосточный капитал» впервые берет интервью на тему эффективности этого экономического режима у общественного омбудсмена.

- Алексей Павлович, вопросами развития Свободного порта Владивосток вы активно занимались с позиций руководителя «Деловой России» в Приморском крае. Также ваша компания TeamGroup стала его резидентом. Изменился ли ваш взгляд на Свободный порт Владивосток с тех пор, как вы стали общественным уполномоченным президента?

- Действительно, я изначально был глубоко погружен в тематику Свободного порта. Фактически, «Деловая Россия» участвовала в его создании, мы принимали участие в этом, начиная с нулевых слушаний по данному законопроекту, были в составе общественного совета по вопросам его развития, много раз оказывали методическую поддержку на разных уровнях власти. Мы имеем в своем составе группу экспертов, которые занимаются поддержкой резидентов СПВ по вопросам юридического или финансового характера. Также мы участвуем в инвестсовете под председательством губернатора Приморского края Олега КОЖЕМЯКО и в других подобных форматах работы. Поэтому взгляд на проблематику Свободного порта, наверное, действительно стал более многогранным.

- Свободный порт, как инструмент экономического развития Дальнего Востока, имеет на сегодня множество как своих сторонников, так и противников. Одни указывают на постоянное увеличение количества резидентов СПВ, другие говорят, что реализуемых реально проектов гораздо меньше, чем заявлялось. Что вы думаете по этому поводу?

- Я по своей природе – оптимист. Еще при создании СПВ я рассматривал данный проект как реально приносящий пользу Дальнему Востоку в целом, и бизнесу, работающему на данной территории, в частности. Другое дело, что мне изначально было понятно: реализация проекта Свободного порта будет гораздо более сложной, чем предполагалось при его создании. Это игра «вдолгую», и огромные инвестиции, о которых заявлялось, в ближайшей перспективе не придут, по крайней мере, этого не будет одномоментно. Я уверяю вас, что в Китае, который считается одним из эталонов, ситуация с инвестициями и СЭЗ разворачивалась не более быстро. То есть, первые 3-5 лет инвестор только привыкает, «раскачивается» – приходит, смотрит, анализирует, оформляет документы и так далее. Особенно если речь идет о строительстве предприятий. Первые плоды в виде рабочих мест, прибыли и доходов в бюджет появятся через несколько лет, особенно, если речь идет о серьезных проектах, таких как создание производств.

- Некоторые регионы Дальнего Востока довольно скептически относились к идее ТОРов и СПВ…

- Да, некоторым из них, возможно, не нравились определенные форматы работы резидентов на территориях, особенно это связано с территориями опережающего развития – вроде как приходят крупные игроки из-за рубежа, развивают здесь свои производства, а используют наши ресурсы. Но, с другой стороны, – они же здесь разворачивают производство, платят налоги, ведь самое главное условие для создания любого предприятия в рамках СПВ или ТОРов – что оно должно юридически находиться на территории региона. Какая бы компания ни приходила, она в любом случае будет нанимать рабочую силу, и это может, в том числе, позитивно отразиться и на качестве образования, потому что бизнес начинает работать с вузами, подыскивать себе кадры. Я общался и с крупными игроками, например в Якутии, которые начинают эту проблему решать вместе с государством. И с этой точки зрения я вижу здесь только плюс.

- Как, на ваш взгляд, стоит относиться жителям регионов к развитию проектов СПВ и ТОРов?

- Как относиться к тому, что появляется, допустим, у вас дополнительный карман на брюках, в котором, вдруг, иногда появляются деньги? Мне кажется, хорошо. Любые новые крупные инвесторы – это как раз тот карман для бюджета региона, из которого потом можно построить больницы, детские сады, жилье, инфраструктуру, учреждения образования и так далее.

- А вы видите изменение отношения к проекту Свободный порт Владивосток со стороны иностранных инвесторов?

- Пока, конечно, здесь очень много вопросов. Тем не менее, количество иностранных резидентов растет. Некоторые крупные игроки уже зашли: японские, китайские и корейские инвесторы, другие активно интересуются – Вьетнам, даже инвесторы из Индонезии. Первые инвесторы работают, и это очень важно. Их опыт показывает, что здесь можно зарабатывать деньги, и за ними идут следующие.

- Какие самые крупные инвестпроекты в СПВ уже реализуются?

- В Хабаровске строятся крупные тепличные хозяйства. Японцы зашли с домостроением. Большой объем инвестиций сейчас связан с развитием сельского хозяйства – это корейцы и китайцы. Особый интерес к агросектору связан с тем, что он практически прямо сейчас может давать результаты. Понятно, что все, связанное со сложным производством, той же легкой или тяжелой промышленностью, – это история не быстрая, но здесь тоже идет развитие.

- По роду деятельности омбудсмена вы сталкиваетесь со спорными вопросами, которые окружают СПВ. Например, существует мнение, что большая часть резидентов Свободного порта вступает в него из-за возможности приоритетного получения земельного участка. На ваш взгляд, это так? Если да, что, на ваш взгляд, можно с этим сделать?

- Да, такие истории есть, и, конечно, это не совсем правильно. Мы прямо заинтересованы в том, чтобы в Свободный порт Владивосток заходили только предприниматели, которые выполняют свои обязательства перед государством и населением макрорегиона и развивают проекты. Насколько мне известно, Корпорация по развитию Дальнего Востока планирует расторгнуть или уже растрогает некоторые договоры с резидентами за невыполнение принятых на себя обязательств. Это, например, такие обязательства, как вложение в течение первых трех лет от пяти миллионов рублей и выше инвестиций. Допустим, приобрести станки и их настроить. Пять миллионов – это минимум, некоторые инвесторы готовы вложить намного большую сумму. Думаю, что необходимо на законодательном уровне определить какие-то санкции для тех, кто умышленно, заведомо зная, что не собирается ничего вкладывать, идет в СПВ.

- Деятельность таких компаний сказывается на тех, кто намерен работать честно?

- Безусловно. Во-первых, в имиджевом плане. Благодаря их действиям снижается доверие к добросовестным инвесторам. Это вредит самому институту порто-франко, наносит ущерб не только конкретным предприятиям, которые чего-то недополучают, так как ресурсы СПВ ограничены, но и в целом экономике региона. Во-вторых, что касается Свободного порта, у меня есть четкое убеждение, что регион обязательно должен принимать изначальное участие в выборе земельного участка. На данный момент заявка на резидентство подается в Корпорацию по развитию Дальнего Востока, которая самостоятельно определяет, можно ли, и какой, земельный участок отдать инвестору. Но я считаю, что региональные власти тоже должны в этом участвовать. Даже муниципалитет должен понимать, кто к нему придет, что он будет делать на определенном земельном участке, и экономически – возможно ли это?

- А какие механизмы решения этого вопроса вы видите?

- Тут может быть несколько вариантов. Допустим, вести работу совместно с Корпорацией по развитию Дальнего Востока инвесторов и региональных властей, по крайней мере, в формате уведомления. Или же создать единую базу данных, в которой будут работать все заинтересованные органы власти.

Виктор Кудинов

Журнал "Дальневосточный капитал", август, 2019 год.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Порошенко попросил Путина освободить украинцев из российских тюрем США приспосабливают военно-морские базы Украины под заходы кораблей НАТО «Блеск и нищета куртизанок» и другие последствия Майдана спустя 5 лет В СМИ слили секретную запись о «неутешительном диагнозе» Порошенко В НАПК нашли нарушения в декларации Климкина

Лента публикаций