Лазейка в двухметровом заборе

Лазейка в двухметровом заборе

Свободная таможенная зона (СТЗ) – особая преференция, доступная резидентам территорий опережающего развития (ТОР) и Свободного порта Владивосток (СПВ)

Она дает право ввозить иностранные товары без уплаты таможенных пошлин, налогов. Предполагалось, что данная преференция будет пользоваться спросом у резидентов особых режимов, поскольку СТЗ экономически выгодно применять практически для любого инвестиционного проекта, предполагающего ввоз иностранных товаров для его реализации. Однако, как показывает практика, – свободная таможенная зона не снискала популярности.

Первые свободные таможенные зоны появились на Дальнем Востоке еще в 2016 году. Преференцией воспользовались две компании – «Судостроительный комплекс «Звезда» (ТОР «Большой Камень»), реализующая масштабный инвестиционный проект по созданию судоверфи и «Газпромпереработка Благовещенск» (ТОР «Свободный»), строящая Амурский газоперерабатывающий завод. Затем СТЗ «распробовали» резиденты Свободного порта. Первой стала компания из Владивостока – «О. Русский». Последующие три зоны, созданные в рамках СПВ, также имеют приморскую прописку – это компании «РосКор», «Промышленный парк Уссурийский» и «Аквапарк «Теплое море». В этом году впервые процедура свободной таможенной зоны была применена в Сахалинской области. СТЗ была оформлена рыбокомбинатом «Островной» в рамках ТОР «Курилы».

По данным Дальневосточного таможенного управления, благодаря СТЗ, в прошлом году резидентам особого режима удалось сэкономить почти 11 млрд рублей. Основные категории товаров, помещаемые резидентами под таможенную процедуру СТЗ, – это листовой прокат из углеродистой стали, трубы, фитинги, грузовые автомобили, полимеры этилена в первичных формах. Товары в основном ввозились из Китая (44%), Республики Корея (34%), Германии (8%). В 2018 году сумма предоставленных льгот по уплате таможенных платежей для резидентов СПВ и ТОР увеличилась в шесть раз. Так, в 2017 году резидентам предоставлено освобождений от уплаты таможенных платежей на сумму 1,63 млрд рублей.

По данным Корпорации развития Дальнего Востока, в настоящее время в качестве резидентов ТОР зарегистрированы 406 компаний, а резидентов СПВ – 1449. Однако свободных таможенных зон на Дальнем Востоке создано всего 14. Эксперты выделяют две основные причины непопулярности режима. Первая связана с тем, что концептуально СТЗ подходит только компаниям, которые производят продукцию на экспорт, поскольку именно в этом случае предполагается ее беспошлинный вывоз. Вторая – перегруженная процедура по обустройству таможенной зоны, как в финансовом плане, так и в бюрократическом. По разным оценкам, СТЗ может обойтись компании от 5 до 50 млн рублей – в зависимости от размеров участка.

Еще один нюанс, который выделяют эксперты, – это появление режимного объекта на территории резидента, что может также создавать определенные неудобства. В силу высокой стоимости создания и оборудования СТЗ, преференцией пользуются, главным образом, крупные капиталоемкие предприятия, в то время как малый и средний бизнес остается вне игры.

«Оборудование зоны свободного таможенного контроля – дорогостоящее удовольствие. Когда мы приступили к этой процедуре, еще предъявлялись стандарты к ограждению – забор вокруг СТЗ не мог быть ниже 2,2 метров. На нашей территории был установлен двухметровый забор, и для того, чтобы соблюсти все требования, нам пришлось возводить еще один – буквально строить забор внутри забора. Дооборудовали зону контрольно-пропускным пунктом, дополнительными камерами видеонаблюдения. Все это обошлось нам примерно в 5 млн рублей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что большинство резидентов СПВ и ТОР не спешат с оформлением СТЗ. Режим еще требует доработки», – считает резидент особого режима.

По словам исполнительного директора Ассоциации резидентов ТОР и СПВ Дениса ГАРИНА, уже неоднократно предлагалось исправить ряд недоработок.

«В законе есть моменты, которые позволят уйти от обустройства зон таможенного контроля и перейти к электронному документо-
обороту. И резиденты даже готовы взять на себя создание соответствующей информационной системы. Главное – подвести техническую базу, которая бы позволяла работать с таможней и передавать ей в электронном виде все необходимые отчеты и документы. Минвостокразвития дало добро на такой эксперимент и создало внутренний приказ, однако таможня инициативу не подхватила, и процедура осталась без изменений. Никаких упрощений или реформ не происходит, и резиденты давно уже устали жаловаться на создавшуюся ситуацию. И если российские инвесторы с трудом разбираются в тонкостях создания СТЗ, то что говорить об иностранцах? Пока подобные инициативы будут тормозиться, зоны свободного таможенного контроля так и останутся единичными».

Наталья КОМИССАРОВА. Газета "Золотой Рог", Владивосток.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Советы дедушки Трампа: как правильно создавать высокооплачиваемые рабочие места! Дерматолог рассказала об опасностях туалетной бумаги Военный летчик Анатолий Копыркин назвал эвакуацию американцев из Кабула «фантастическим бардаком» Известный рэпер Серега попросил украинское гражданство Минздрав считает, что коронавирусом на Украине переболеют около 800 000 людей

Лента публикаций