Франшиза косит наши ряды

Франшиза косит наши ряды

Спрос на рынке франчайзинга стимулирует некачественное предложение

Последние годы многие компании активно эксплуатируют тренд франчайзинга. Сегодня «упаковаться» во франшизу стремится как стартап, так и состоявшийся бизнес, и данный процесс активно подхлестывают сумбурные желания начинающих инвесторов. Подобная тенденция пришла и в Приморье – здесь рынок франчайзинга находится в таком же хаотичном состоянии, как и во всей России.

О том, какие сложности стоят на пути франчайзинга, Деловой газете «Золотой Рог» рассказал директор по развитию DVIGA Алексей КОМИССАРОВ.

– На каком этапе развития компании можно «упаковать» бизнес во франшизу?

– К сожалению, на любом. Если посмотреть на российский рынок франшиз, то можно отметить, что предложение еще не сформировано. И его формированию не способствует спрос. В России много «инвесторов», которые готовы вложить средства в любой проект, совершенно ничего не понимая в бизнес-процессах. «У меня есть полмиллиона – я продал машину жены - и хочу на этих деньгах зарабатывать», – это самый худший вариант инвесторов, который и стимулирует наличие недобросовестных предложений на рынке франшиз.

Многие представители рынка франшиз ориентированы на таких клиентов. Зачастую это продукты выпускников новомодных бизнес-сообществ, которые прошли некий тренинг и считают себя гуру франчайзинга. Я знаю случаи, когда такие предприниматели продавали франшизу ресторана, не имея своей работающей точки! Грубо говоря, сегодня на рынке франчайзинга есть неадекватные предложения и спрос. И они прекрасно дополняют друг друга. Поэтому сегодня франшизу можно не просто «упаковать» в любой момент развития бизнеса, но и успешно ее продать.

– Что отличает качественную франшизу от других предложений?

– Во франшизе должны быть регламентированы и апробированы временем все бизнес-процессы. Как показывает практика – регламентировать хаос невозможно, а на начальном этапе бизнес всегда хаотичен. Стабильность приобретается со временем. Поэтому бизнесу, упакованному во франшизу, должно быть не менее трех лет. Считается, что только 2% стартапов «остаются на плаву», из них только 1% достигает возраста трех и более лет. Только так стартап доказывает свою жизнеспособность. При этом идеализм в регламентировании процессов – одна из ошибок предпринимателей, желающих выпустить качественную франшизу. Зачастую они годами не могут создать такой продукт, добиваясь перфекционизма. Поэтому не стоит бояться каких-то пробелов в регламентах франшизы, важно, чтобы они не представляли собой сплошные дыры.

Также хорошую франшизу от других отличает одинаковое во всех точках качество продуктов и уровень сервиса. Например, находясь в любой стране, ты знаешь, что есть проверенный вариант общепита – крупная мировая сеть, и ты знаешь, что их предложение будет соответствовать твоим ожиданиям. Если в конкретно взятой франшизе это не так, значит, нет контроля над франчайзи. А это означает, что франчайзер не заинтересован в развитии.

– Может ли цена франшизы считаться знаком качества?

– Франшиз с минимальным порогом входа больше – это предложения от 300 тыс. рублей, особая массовость которых отмечается в общепите и сфере красоты. Франшиз, стоимостью от 1 млн рублей, значительно меньше. Но цена франшизы – это не знак качества, а зачастую продукт больного воображения обладателя бизнеса.

Оценить реальную стоимость возможно. При покупке франшизы необходимо четко понимать, что именно приобретаешь: фирменный стиль, методологию работы с клиентами, внутренние бизнес-процессы или какую-то технологию. И каждый из этих элементов несет свою ценность. Например, если вам продают торговый знак, то он должен быть узнаваем. Если никто о таком бренде не знает, то приобретение автоматически становится сомнительным.

Бизнес также можно разложить на достаточно понятные блоки и посмотреть их наличие: есть ли во франшизе управленческий учет, пиар, работа с персоналом и так далее. Если, к примеру, во франшизе отсутствует управленческий учет, стоит обратиться в независимую консалтинговую компанию и уточнить цену их услуг по организации данного процесса. Таким образом можно получить стоимость запуска данного бизнеса. Безусловно, описанное выше – достаточно грубая оценка франшизы, но позволяющая понять ее ценность.

– Франчайзинг – это путь для любого вида бизнеса?

– Нет, существуют компании, которые от этого отказываются. Например, DNS, которая предпочитает открывать филиалы. Есть ряд предпринимателей, которые вместо франшизы открыли интернет-магазин и успешно продают свои товары по всей России. Главный бонус франшизы – это привлечение не наемных сотрудников, а создание пула предпринимателей, которые объединены одной идеей.

Франчайзер ищет партнера, который замотивирован вернуть деньги, потраченные на паушальный взнос. И в идеальном мире – все эти партнеры приходят к сотрудничеству осознанно и работают на развитие бизнеса. На деле же это не всегда получается. Именно поэтому существует отбор франчайзи, когда кандидат на покупку проходит обучение, собеседование с собственником, и уже по итогам конкурса решается, достоин ли конкретный предприниматель представлять бренд на рынке. Но такой подход практикуется только у тех франшиз, которые действительно дорожат своей репутацией.

Сейчас потихонечку рынок приходит к адекватному виду. На мой взгляд, он уже набрал критическую массу, и люди стараются избегать откровенных мошенников. Постепенно мыльные пузыри недобросовестных франшиз лопаются, и это хорошо. Думаю, лет через десять франчайзинг придет к цивилизованному формату. К таким положительным прогнозам подталкивает появление во Владивостоке юристов, способных оказать грамотную поддержку в сопровождении франчайзинга. Еще несколько лет назад таких специалистов на нашем рынке не было.

КОММЕНТАРИИ

Директор коллегии адвокатов «Гарантия Права» Сергей КОВРИЖНЫХ:

- Сегодня все более распространенными на рынке становятся различные формы вертикальной интеграции. К одной из таких моделей предпринимательской деятельности и относится франчайзинг, который в нашей стране воплощается в виде коммерческой концессии. Для России данный вид договора является относительно новым и еще не вполне исследованным институтом гражданского и предпринимательского права, и, несмотря на сформировавшуюся судебно-арбитражную практику, существует ряд проблем, в том числе теоретических и правоприменительных, которые требуют разрешения и более четкой регламентации российским законодателем.

Каждый год все больше и больше организаций-франчайзеров входят на отечественный рынок, а при нестабильности экономических условий, кризисности российской экономики на современном этапе, франчайзинг – это один из прогрессивных вариантов для начала ведения своего бизнеса, минимизируя свои риски, поэтому и число потенциальных и реально работающих франчайзи растет. Однако, по моему мнению, франшиза как таковая – достаточно рисковая затея, поскольку зачастую так называемые «хозяева франшиз» умалчивают о реальных результатах, о способах, по которым будут с вами взаимодействовать.

В последнее время очень распространены такие виды франшиз, которые маскируют фактическую дистрибуцию товара через сеть агентов. То есть с вами заключается договор франшизы (коммерческой концессии), вы открываете свою точку вроде бы как самостоятельно, и сами ведете бизнес, но товар вам поставляет ваш франчайзер. И вы от него зависимы, поскольку по условиям франшизы вы продаете только определенный товар, который закупается франчайзером у определенного поставщика, и перепродается вам с наценкой. Таким образом, франчайзер закупает и продает вам товар оптом, а вы уже распродаете его в розницу. Это практически уничтожает всю суть франшизы, поскольку по правовой природе – это уже обычные отношения по договору поставки. Только кроме всего прочего, франчайзи еще и паушальный взнос за право пользования брендом платит и не имеет права ничего менять в своем бизнесе без ведома франчайзера. То есть он подсаживает на удочку, и берет деньги, а покупатель франшизы, по сути, является всего лишь представителем в регионе.

Наталья КОМИССАРОВА. Газета "Золотой Рог", Владивосток.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

В Париже из-за жары объявлена чрезвычайная ситуация На границе задержали украинца с партией марихуаны на два миллиона гривен Вильнюс и Варшава призвали Евросоюз к более жестким мерам воздействия на Минск в связи с наплывом мигрантов Носок на причинное место и вперед: норвежский биатлонист рассказал, как справлялся с холодом Зеленский призвал украинцев не относиться легкомысленно к коронавирусу

Лента публикаций