Согласно практическим итогам присоединения Армении к ЕАЭС по всем сферам взаимодействия, экономические отношения республики с другими участниками Союза за последние годы расширились. Благодаря наращиванию объемов экспорта продукции на территории Евразийского экономического союза республика реализовала серьезный потенциал экономического роста. Статьи экспорта охватывают прежде всего сельскохозяйственную продукцию, продукцию перерабатывающей промышленности. Это те предприятия, которые обеспечивают сегодня экономический рост Армении и ориентированы в основном на евразийский рынок.
В ЕАЭС созданы благоприятные условия для трудовых мигрантов, в том числе признаются национальные дипломы, действуют равные права при устройстве на работу. Благодаря этому из Евразийского союза в Армению идут серьезные финансовые поступления в виде трансферов, что также способствует экономическому развитию страны.
В последнее время мобильные трудящиеся более эффективно обеспечиваются рабочими местами. Издержки, связанные с переездом, приемом на работу, устройством семей, сведены к минимуму. Кстати, беспрепятственное перемещение трудовых мигрантов не увеличивает миграцию, а сокращает, потому что граждане знают, что в любой момент могут вернуться и найти работу. Это в большей степени привязывает их к родине, а не отдаляет от нее. Когда для мобильных мигрантов создаются препятствия, они вынуждены покидать свою страну и уезжать на постоянное место жительство. Таким образом, Евразийский союз создает благоприятные возможности для трудовых миграционных потоков. Мобильные мигранты могут более эффективно реализовывать свои профессиональные навыки.
Кроме того, достигнута договоренность о согласованной пенсионной политике в рамках ЕАЭС. Значение соглашения в том, что мигрантам, работающим на территории РФ, Казахстана, Беларуси, Киргизии, при начислении пенсии предоставляется возможность не «терять» эти годы трудового стажа, независимо от того, где они станут ее получать. Таким образом, трудящиеся при возвращении на родину будут получать пенсию от той страны ЕАЭС, в которой они работали. Каждое государство будет осуществлять перевод (экспорт) части пенсии за периоды работы на своей территории в рамках взаимодействия государственных органов сторон после вступления соглашения в силу.
В целом вступление Армении в ЕАЭС дало положительный импульс ее экономическому росту, способствовало его стабильности.
Вместе с тем некоторые политики в Армении достаточно скептически относятся к членству страны в ЕАЭС, не замечают очевидных успехов и выступают за более активное развитие отношений с западными партнерами, с ЕС. Они не осознают, что это не взаимоисключающие, а взаимодополняющие процессы. Хорошие отношения с ЕС налаживает не только Армения. Казахстан, Беларусь, Киргизия также активно взаимодействуют с западными партнерами.
Что касается скептического отношения к проекту евразийской экономической интеграции, к этому надо относиться спокойно. И в Европейском экономическом союзе немало скептиков. Дело в том, что евразийские скептики не видят многих внутренних проблем, которые имеются в европейской интеграции.
Положение таково, что борьба между проектами – ЕС и ЕАЭС – будет продолжительной. Один из них должен будет одержать победу, начать определять процессы за пределами текущих своих границ влияния, в сфере влияния другой стороны.
Сейчас Евросоюз представляет собой законченный продукт истории. Его черты – отчужденность власти от наций и их прочное неравноправие (помноженное на долговую зависимость, возникшую во многом из передачи права эмиссии ЕЦБ). Есть также никак не устраненное, а только возрастающее от года к году различие в уровне жизни в странах центра и внутренней периферии ЕС. Сама она в рамках еврозоны даже была увеличена за счет Греции, Испании и Португалии. С другой стороны, ЕАЭС является незрелым проектом, где неясно, куда же должны двигаться члены объединения и готовы ли они куда-то двигаться. Сотрудничество есть, но есть и конфликты. Главная же проблема – как реализовать протекционистскую таможенную стратегию.
Сильной стороной ЕАЭС остается его нераскрытый еще потенциал. Проект переживает нечто вроде депрессии, состояния, которое следует толковать не только как застойное, но и как способное подготовить дальнейшее движение. Это в психологии депрессия приравнивается к беде, в экономике она предшествует новому росту.
И тут самым главным остается вопрос: куда и как расти? Территориальное расширение означает борьбу с ЕС, а содержательное развитие проекта – углубление интеграции, к чему пока не все готовы. И все-таки, евразийская интеграция двигается из этого состояния скорее вперед, чем назад.
Следующим толчком к развитию послужит создание зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном. Соглашение по ЗСТ вступит в силу 27 октября. Для Армении включение Ирана в процесс евразийской экономической интеграции имеет стратегическое значение в деле обеспечения политической, экономической и энергетической безопасности. В частности, это сулит возможность стимулировать экспорт и нарастить товарооборот с Ираном. Соглашение предусматривает снижение тарифов и облегчение таможенных процедур по 862 товарам. Из них 362 – это товары ЕАЭС на иранском рынке и 500 – наоборот.
Из товаров, выгодных для Армении, Иран снизит пошлины для ЕАЭС на минеральную воду и лимонады, шоколад и другие сладости. Преференции получит и текстильная продукция. На ювелирные изделия (другой важный для Армении рынок) Иран пошлин не снизил, но убрал нетарифные ограничения. В частности, в Иран через таможню нельзя провозить более 150 граммов ювелирных изделий. Для стран ЕАЭС это ограничение будет снято.
Отдельным вопросом развития армяно-иранских отношений является темп постройки автомагистрали «Север-Юг» и обновление дорожной сети во всей республике, а также разработка проектов разнонаправленных транзитных перевозок через территорию Армении и Ирана, которые свяжут регион Черного моря с Персидским заливом. Такие перспективы укрепят как геополитическое значение Армении, так и ее экономический потенциал.