Рыбопромышленники просят власти не останавливаться на достигнутом

Рыбопромышленники просят власти не останавливаться на достигнутом

ГК «Русская рыбопромышленная компания» предлагает расширить механизм инвестиционных квот и внести изменения в законодательство, касающееся льготных налоговых режимов

В России благодаря программе инвестиционных квот началось строительство рыбопромыслового флота. На отечественных верфях уже размещено 78 заказов на постройку судов, в том числе первые суда заложены и на дальневосточных предприятиях. Однако стимулы для инвестирования в новый флот необходимо развивать и дальше, чтобы начавшиеся в отрасли преобразования не остановились, а отечественные компании по прошествии 10-15 лет (время здесь летит быстро) были способны в полной мере осваивать выделенные водные биологические ресурсы.

Свое видение перспектив развития отрасли, а также конкретные предложения по ее реформированию председателю правительства РФ Михаилу МИШУСТИНУ предложила ГК «Русская рыбопромышленная компания» (РРПК). Крупнейший добытчик рыбы в стране считает, что необходимо расширить механизм инвестиционных квот и внести изменения в законодательство, касающееся льготных налоговых режимов. Подробности инициативы рыбопромышленников обсуждаются в СМИ, эксперты анализируют ее с цифрами в руках.

Главная проблема отрасли на сегодняшний день – средний возраст рыбопромыслового флота превышает 30 лет. По подсчетам, благодаря действующей госпрограмме модернизации флота будет обновлено порядка 40 % мощностей. Уже сегодня необходим четкий план по замене оставшейся части изношенных и морально устаревших судов, которые в большинстве своем в скором времени будут не пригодны к модернизации. Их переоборудование будет экономически нецелесообразно, значит нужно будет строить новые. Такого плана в правительстве пока нет, как нет и новых механизмов для опережающего развития рыбопромышленного комплекса.

Действенным стимулом для рыбопромышленников может стать гарантия 100 процентной обеспеченности мощности строящегося флота инвестквотами (на сегодня – это только 50%). Необходимы новые аукционы по квотам на наиболее ценные ресурсы (крабы, креветки и др.) с обязательствами по строительству судов. Как показала практика, прошлогодний опыт крабовых инвестиционных аукционов оказался успешным, долгожданное обновление флота начато, бюджет получил серьезные дополнительные средства. Поэтому в РРПК считают, что работу в этом направлении нужно продолжать. Нужно сегодня подумать на пять лет вперед, комментирует идею президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) Алексей ОСИНЦЕВ. «С 2024 – 2025 годов все суда должны быть введены в эксплуатацию. Дополнительные квоты необходимы, чтобы обеспечить загрузку их производственных мощностей», - считает он.

Подвигнуть рыбопромышленников активнее строить новые суда с определенными требованиями к переработке могло бы также введение ограничения на работу в исключительной экономической зоне России судам старше 30 лет, построенным в РФ. Такую норму предлагается ввести в действие с 2034 г.

По оценкам специалистов РРПК, если правительство пойдет на предложенную реформу отрасли, то российское судостроение может получить порядка 600 млрд рублей инвестиций в течение 30 лет. За это время будут разработаны проекты рыболовных судов, а Россия сможет создать масштабную индустрию по строительству и обслуживанию флота. И это, в свою очередь, будет способствовать укреплению самого рыбопромышленного комплекса и обеспечению высокого уровня продовольственной безопасности страны.

Для Дальнего Востока, где рыбная отрасль обеспечивает весомую долю занятости населения, это особенно важно, тем более, если учитывать синергию – добыча ВБР, судостроение и судоремонт, портовая деятельность, снабжение и так далее. В итоге получаем приличный вклад в улучшение социального и экономического положения региона и, конечно же, самих рыбаков. Последние получат на судах обновленного флота высококачественные рабочие места, каких отрасль еще не знала. А высокая эффективных новых траулеров, производство на борту высокомаржинальной продукции обеспечит экипажам высокий уровень дохода.

В настоящее время ежегодная добыча рыбы и морепродуктов в России приблизилась к 5 млн т. При хорошей динамике развития, по оценке РРПК, которая содержится в письме премьеру Мишустину, важные экономические и производственные показатели отрасли остаются на критически низком уровне «с тенденцией к ухудшению». Преломить эту тенденцию может последовательное реформирование отрасли, нацеленное на ее обновление, повышение глубины переработки ВБР, рост производительности труда.

Похоже, изменения рыбохозяйственного законодательства, действительно, назрели. Отметим, что отчасти предложения РРПК совпадают с инициативами Минвостокразвития, которое в рамках мер по поддержке Дальнего Востока и Арктики рассматривало вариант увеличения доли инвестквот на добычу крабов с 50% до 100%, а рыбы — с 20% до 50%. Подобное решение еще обсуждается. Оценкой эффективности перехода от «исторического принципа» к инвестиционным аукционам занимается ряд профильных министерств, в частности, Минсельхоз, Минпром, Министерство экономики, Федеральная антимонопольная служба.

Особую актуальность и остроту проблеме физического износа и морального устаревания российских рыболовецких судов добавляет и тот факт, что согласно 62 статьи Конвенции ООН по морскому праву, при неосвоении национальных запасов водных биоресурсов в исключительной экономической зоне нашей страны на право их добычи могут претендовать другие страны. Смогут ли российские рыбаки стремительно устаревающими судами осваивать выделенные ВБР в полном объеме или вынуждены будут «поделиться» с иностранными коллегами, обладающими более современным и высокопроизводительным флотом? Этот вопрос тоже не стоит сбрасывать со счетов, считает президент АСРФ Алексей Осинцев: «70% морских уловов нашими рыбаками добывается в ИЭЗ России. В ситуации, когда российский рыболовный флот предельно изношен, суда модернизационно непригодны, очевидно, что для эффективного освоения ресурсов необходима постройка новых судов».

Лариса ЖИРОНКИНА

Газета "Золотой Рог", Владивосток

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Ирак официально объявил о покупке российских С-400 Китай призывает США развеять опасения из-за американских биолабораторий по всему миру В США из-за стрельбы из-за стрельбы на кладбище и рынке погибли шесть человек Почему в Казахстане бензин стоит в 2 раза дешевле чем в России, и кто оплачивает разницу Сизифов труд: США и Китай проведут новый раунд торговых переговоров

Лента публикаций